Самоблокирующийся дифференциал: типы и принципы работы
Блокировка дифференциала заднего моста – это одновременно и хорошо и плохо. Если в условиях твердого дорожного покрытия он (дифференциал) увеличивает проходимость, курсовую устойчивость, то на бездорожье он полностью блокирует вращение колес. Во избежание внезапного клина вращения, используется механизм принудительной блокировки дифференциала. О том, что такое самоблокирующийся дифференциал или самоблок, условия его применения детально рассмотрим на примере отечественных и зарубежных внедорожников.
Принцип работы самоблокирующегося дифференциала
При равных скоростных режимах блокиратор бездействует, но как только одна из полуосей увеличивает частоту вращения, срабатывает ограничитель скорости.
Аналогичный принцип работы действует в момент попадания колеса в болото, грязь, лед. Тяговая мощность ослабляется из-за повышения крутящего момента. Когда показатель соотношения достигает 100 / 1 – колеса перестают вращаться, автомобиль обездвижен. Чтобы частично перераспределить нагрузку необходимо временно отключить блокиратор. В работающем виде это сделать невозможно, только при полной остановке технического средства.
Типы блокировок
- Полная: когда передаваемая нагрузка достигает отметки в 100%, детали жестко соединяются между собой, блокиратор обездвижен;
- Частичная: нагрузка передается частично, временно ограничивая работу сателлитов.
В зависимости от степени участия водителя в процессе блокировки различают:
- принудительное отключение: активируется режим по мере необходимости специальным кулачком;
- автоматическое: в основе управления лежит множество цифровых датчиков, уведомляющих ЭБУ о данных в режиме онлайн. На основании переданных параметров ЭБУ принимает решение об активации режима для снижения скорости,
Виды блокираторов устройств
Кулачковый дифференциал повышенного трения
Активация происходит рычагом, кнопкой на центральной консоли в случае наличия предустановленного электрического привода. «Кулачок» активно устанавливают на межосевых агрегатах.
Что такое самоблокирующийся дифференциал, или самоблок
Изменение силы трения приводит к увеличению нагрузки на ось. Различают блокировщики: дискового, червячного, вискомуфтового, электронного типа.
-
Винтовая блокировка:
Принцип работы основан на перераспределении крутящего момента посредством фрикционных накладок – пакетов.
-
Червячная блокировка дифференциала:
Торможение прямо пропорционально давлению загруженной полуоси. Конструкцию часто используют на межосевых дифференциалах.
-
Вискомуфта:
В основе конструкции лежит несколько перфорированных дисков, которые упакованы в герметичный корпус с силиконом и соединены приводным валом. Как только повышается скорость одной из полуосей, жидкость перемещается, блокируя металлическую чашу, что и приводит к блокировке.
Чаще всего, данный тип используют на полноприводных технических средствах, внедорожниках.
-
Электроблокировка:
Процесс автоматизирован, происходит без вмешательства водителя. Увеличение скорости приводит к созданию давления в тормозной магистрали, тяговая мощность снижается, крутящий момент принудительно передается на противоположное колесо.
В современных внедорожниках управление дифференциалом возложено на антипробуксовочную систему.
Широкий выбор блокировок дифференциала для внедорожников на сайте Bezdor4x4. Читайте статью о блокировках на нашем блоге.